БЕЛЛИНИ (Bellini) Джованни, также Джамбеллино (ок. 1430, Венеция 1516, там же), один из величайших живописцев итальянского Возрождения.
Происходил из семьи известных венецианских живописцев. Обучался сначала у отца Якопо Беллини, затем в мастерской Мантеньи, женой которого была его сестра Николлоза. Следы влияния Мантеньи заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), сходной с одноименной композицией Мантеньи (также в Лондоне): та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Однако в этом, как и в других ранних произведениях художника («Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами» обе Венеция, Музей Коррер), мотивы Мантеньи преображаются иным, ясным и поэтическим восприятием мира, постепенно его живопись приобретает эмоциональную сдержанность и одухотворенность, мягкость и особое, характерное для Беллини, настроение светлой грусти.
В начале 1470-х гг. Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской, позволявшей достигать на плоскости большей иллюзии объема и глубины пространства, богатых цветовых эффектов и насыщенности тона.
«Мадонна Пезаро»
По-видимому, ок. 1475 Беллини совершил путешествие вдоль побережья Адриатики, где познакомился с искусством Пьеро делла Франчески. Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», ок. 1475, Городской музей в Пезаро). В этом произведении Беллини впервые под влиянием живописи Пьеро делла Франчески решающую роль начинает играть свет: все фигуры погружены в световую среду, меняется колорит краски становятся более теплыми, свет теплым и прозрачным.
Пейзажи
С 1470-х гг. пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация св. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик; «Св. Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс; «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна»; Галерея Уффици, Флоренция). В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я пол. 14 в.), аллегорию милосердия, «святое собеседование». Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне.
В 1479 Беллини, назначенный официальным живописцем Венеции, начинает работы по украшению Зала Большого Совета во Дворце Дожей, сменив избранного для этого ранее своего брата Джентиле (тот отправился в Стамбул для написания портрета султана Мехмета II). Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577.
Алтарные картины
В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа. Вершиной его искусства 1480-х гг. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок. 1483/85; 4,68 х 2,55; Венеция, Галерея Академии). Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины. Даже освещение в картине Беллини ориентирует на реальный источник света, делая живопись неотделимой от архитектуры. Зритель, таким образом как бы видел перед собой капеллу, перекрытую сводом и завершающуюся апсидой, в глубине которой возвышается трон с восседающей на нем Мадонной и стоят шесть святых. Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством, иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме горнему миру.
Портреты
Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому …» Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга). Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (кон. 15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (ок. 1505, Хэмптон-корт). Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости; устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (ок. 1501, Лондон, Национальная галерея) силу характера и интеллектуальную энергию.
«Мадонны» Беллини
Особая тема искусства Беллини его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство, просветленной задумчивости. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы; фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», ок. 1505, Национальная галерея, Лондон), иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо).
Мифологические картины
В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии; одной из последних картин художника стала мифологическая композиция «Пир богов» для «camerino» Альфонсо дЭсте (ок. 1514, закончена Тицианом, Вашингтон, Национальная галерея). Красота и умиротворенность пейзажа, спокойные позы и неторопливость движений персонажей, сосредоточенность их лиц рождают атмосферу покоя, сродни безмятежной простоте буколики, и здесь Беллини остался верен своему чувству гармонии и ясности.
Наследие
Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Он не переставал получать заказы, большая мастерская и значительное число произведений, вышедших из ее стен, говорят об успехе, популярности и процветании. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму. Именно с творчества Беллини понятие Венецианской школы живописи связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Двоим из учеников Беллини Джорджоне и Тициану суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.
Литература:
1. Гращенков В. Н. Портреты Джованни Беллини // От эпохи Возрождения к двадцатому веку. М., 1963.
2. Лазарев В. Н. Джованни Беллини // Старые итальянские мастера. М., 1972.
3. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1994. Т. 2.
4. Муратов П. П. Образы Италии. М., 1994.
5. Pallucchini R. Giovanni Bellini, 1959.
6. Heinemann F. Giovanni Bellini e Belliniani. 1962. V. 2.
7. Huse N. Studien zu Giovanni Bellini. Berlin; New York, 1972.